Олимпийские Игры в Токио запомнились одним спорным моментом. Впервые в соревнованиях высшего уровня приняли участие трансгендеры, кроме этого, на ОИ-2020 выступило рекордное количество открытых ЛГБТ-спортсменов.
У прошедшей Олимпиады в Токио есть один итог, результат которого мировой спорт сможет сполна оценить только спустя несколько лет, — открытое участие в соревнованиях высшего уровня трансгендеров. То, с чем мировой спорт боролся в 60-е годы прошлого века, сегодня если и не открыто приветствуется, то под знаменем пресловутой политики политкорректности возможным и даже желательным.
На Играх в Токио выступило рекордное число открытых ЛГБТ-спортсменов. 142 атлета из 25 стран представляют квир-сообщество. Больше всего представителей ЛГБТ из США — 34 спортсмена. А женщин в этом списке больше, чем мужчин в восемь раз. При этом отбор на Игры впервые в истории прошли два атлета-трансгендера. Сын крупного новозеландского чиновника мэра Окленда Гэвин Хаббард занимался тяжёлой атлетикой до 35 лет. И достаточно успешно. На чемпионате Новой Зеландии в 1998 году, ещё будучи мужчиной в весе свыше 105 кг, 20-летний Гэвин установил юниорские рекорды с рывком 135 кг и толчком на 170 кг. Лучшим его достижением на взрослых соревнованиях стала победа на чемпионате Океании в 2004 году. Решив, что для него это потолок в спорте, Гэвин решил уйти из тяжёлой атлетики. А спустя несколько месяцев он «осознал» себя женщиной, и это внутреннее осознание не помешало в 2012 году Хаббарду зянять пост исполнительного директора олимпийской федерации тяжёлой атлетики Новой Зеландии. После этого Хаббард совершил трансгендерный переход и стал именовать себя женским именем Лорел, которой захотелось спортивной славы. Возобновлённые спортивные тренировки дали свой результат — через девять лет 43-летняя «спортсменка» квалифицировалась на Олимпиаду в Токио как первый трансгендер на Играх.
Канадка Ребекка Куинн выросла в спортивной семье, играла в соккер с детства, а затем выступала за команду колледжа. На драфте женского чемпионата США в 2018-м Ребекку выбрали под третьим номером — это рекорд для канадских футболисток. После этого девушка выступала за клубы из Вашингтона, Парижа и Швеции. Куинн прошла через все «молодёжки» Канады от 17 лет. Ребекка представляла родину на чемпионате мира-2019 и играла за олимпийскую сборную в 2016-м в Рио. В 2020-м Ребекка Куинн совершила каминг аут как мужчина-трансгендер и попросила, чтобы к ней обращались во множественном числе — они/их. Имя сократилось до одного слова — просто Куинн. Но 25-летний футболист не совершал никаких манипуляций со своим телом и на Олимпиаду приехал в составе женской сборной. Обратите внимание, «спортсменка» выступала за женскую сборную в четырёх странах, играла в трёх клубах Америки и Европы. Её партнеры, тренеры и соперницы не знали, что эта спортсменка мужчина? Как она проходила медицинский контроль на чемпионате мира и на Олимпийских играх в Рио, на которых действовали правила МОК о проверке пола, принятые ещё в 1966 году?
С третьим известным трансгендером в Токио всё более-менее понятно. Американец Крис Мосье на квалификации год назад получил травму и отбор не прошёл. Крис родился женщиной, но 11 лет назад совершил трансгендерный переход. В 2015 году Крис получил место в мужской сборной США по спринт-дуатлону на чемпионате мира-2016, что сделало его первым известным транс-атлетом на таком крупном турнире. А теперь внимание! Nike тут же поддержал спортсмена. На тот момент времени политика МОК в отношении спортсменов-трансгендеров не позволяла ему участвовать в ключевых соревнованиях. Атлет через суд вынудил МОК изменить правила в 2015 году — абсолютно невиданный прецедент для мирового олимпийского движения. После этого суда МОК устанавливает максимальный уровень тестостерона для тех, кто хочет соревноваться среди женщин, общий уровень мужского гормона должен быть ниже 10 наномоль на литр сыворотки крови в течение года перед соревнованиями. На сегодня это единственная норма, определяющая, кого в спорте можно считать мужчиной, а кого женщиной.
В английском журнале British Journal of Sports Medicine опубликовано исследование о 48 здоровых атлетичных женщинах в возрасте от 18 до 35 лет с естественным уровнем тестостерона 0,39 нмоль/литр в среднем. Десять дней им кололи мужской гормон и его уровень в крови повысился до 4,3 нмоль/литр в среднем. При этом у мужчин уровень тестостерона от 9,2 до 31,8 нмоль/литр. Это ознасчает, что женщинам почти невозможно достигнуть установленного МОК порога, зато для мужчины на гормональной терапии это вполне реальный показатель. При этом в циклических и силовых видах спорта различия в результатах мужчин и женщин обычно составляют от 10 до 20 процентов — это огромное преимущество в спорте высоких достижений.
Вторым важным моментом является то, что строение тела формируется у людей в подростковом возрасте. В это время организм вырабатывает больше всего тестостерона, что влияет на формирование верхней части туловища, лёгких, сердца и костей. И если мужчина совершает трансгендерный переход, эти особенности строения организма никуда не исчезают.
После возобновления карьеры в тяжёлой атлетике Лорел Хаббард выиграл(а) открытый чемпионат Австралии. Спортсмен(ка) из Новой Зеландии поднял(а) в сумме 268 кг при весе 131 кг. Впервые трансгендер завоевал международный титул в тяжёлой атлетике. Это вызвало возмущение остальных участниц, а исполнительный директор австралийской федерации назвал результаты нечестными.
В 2017-м Лорел завоевал(а) «серебро» на чемпионате мира в Анахайме. А через год на Играх Содружества победила в рывке и установила рекорд в 132 кг. При этом Хаббард травмировал(а) локоть и покинула соревнования. Австралийская федерация требовала не допускать спортсменку до соревнований вовсе.
В 2019-м Хаббард взял(а) два «золота» на Тихоокеанских играх в Самоа, и премьер-министр страны потребовал от МОК ужесточить правила в отношении трансгендеров. Далее последовали золотые медали в Катаре и Кубке мира-2020. Каждый раз уровень тестостерона в крови Лорел не превышал 10 нмоль/литр. Хаддард критикуют все, хейтеры регулярно выливают тонны грязи на новозеландку, не говоря о постоянной критике от коллег. Трудно сказать, как психологически трасгендеры переносят подобные публичные оскорбления. Практически все трасгендеры, скрывающие свои естественные природные отклонения, стыдятся этого и боятся огласки. Но в случае с Хаддард мы имеем дело с чем-то ранее нам не знакомым. Мировой бизнес в спорт-индустрии явно упёрся в некий потолок своих коммерческих возможностей и ищет новые возможности для своего развития.
И надо прямо сказать, что они уже добились если не всего, то очень многого. Японские активисты по полной использовали рекордное количество спортсменов квир-сообщества для борьбы за легализацию однополых браков. А после завершения Игр в Токио МОК поспешил заявить, что расширит правила участия в Олимпиаде для спортсменов-трансгендеров.
«Квалификационные правила были приняты международной федерацией до начала отбора на Олимпиаду, и вы не можете их поменять по ходу соревнований. МОК изучает этот вопрос со всеми заинтересованными сторонами: медицинскими, социальными экспертами, экспертами по правам человека и, конечно, международными федерациями, чтобы оценить эти правила и утвердить некие принципы, которые на самом деле не могут быть правилами, поскольку этот вопрос не может иметь единого решения, всё зависит от конкретного вида спорта. Главное, чтобы сохранялся дух честных соревнований и при этом соблюдались права человека», — заявил президент МОК Томас Бах.
Спорить с авторитетным мнение главы МОК сложно, да и не нужно. Первое, что вызывает эмоции, которые сложно перевести на язык чёткой и понятной логики, это вопрос, кто инициатор данных «нововведений»? Кому задавать вопросы и от кого ждать ответы? Самое потрясающее во всём этом состоит в том, что никаких обсуждений, а тем более комиссий, вроде комиссии Макларена по расследованию допинга в российском спорте, по данной тематике нет. Не слышно и «звезды» спортивной журналистики немца Зеппельта. Но лично у меня ответ на этот вопрос есть — нельзя иррациональное решение высшего спортивного чиновничества загнать в рамки нормальной человеческой логики и нормального человеческого восприятия и адекватного понимания спорта, как такового.
Фото: REUTERS / Denis Balibouse