Гандбольный матч столичных армейцев с армейцами из Москвы завершил пятый тур СЕХА-лиги в дивизионе В.
О старте обновленной столичной команды в этом турнире и выступлении во внутреннем чемпионате, игре без лидеров, секретах вратарского успеха, а также о поощрении и наказании беседуем с председателем гандбольного клуба «СКА-Минск» Андреем КРАЙНОВЫМ.
– Андрей Викторович, ваш клуб постарался создать особенный антураж перед матчем с ЦСКА. Расскажите о закулисье этого праздника.
– СКА-Минск – клуб с легендарной историей. У нас к этому спокойно относятся, а та же «Барселона», да и любой европейский топовый клуб, если хоть раз выиграл Лигу чемпионов, будет вспоминать об этом постоянно. Появилась идея, провести матч СКА-ЦСКА (а это в свое время советское гандбольное «классико») в стиле ретро. И конечно, вспомнить наших ветеранов, олимпийских чемпионов.
Мы обратились с просьбой организовать выставку грузовиков к директору МАЗа Валерию Валерьевичу Иванковичу. В прошлом он и сам занимался гандболом, всегда нас поддерживает, за что ему огромная благодарность. Помог и Спортивный комитет Вооружённых сил – всех желающих мы угостили солдатской кашей, а в фойе болельщиков встречал военный оркестр. Поэтому наш клуб благодарен министерству обороны и лично министру Виктору Геннадьевичу Хренину. Кроме того, нас поддержала федерация гандбола, лично подключался Владимир Николаевич Коноплёв. Анна Эйсмонт помогла со съёмкой ролика с нашими легендарными олимпийскими чемпионами.
Уверен, не все зрители до церемонии чествования знали, что у нас есть такие легендарные спортсмены. Мы оформили фойе историческими фотографиями, кубками, организовали конкурс ретро-костюмов. Огромным спросом пользовалась солдатская каша, дети с удовольствием исследовали автомобили, общались со спортсменами МАЗа – в этом плане всё вышло отлично.
– А вот сама игра складывалась для СКА не совсем гладко…
– Наши молодые игроки при таком антураже никогда раньше не играли. За ними наблюдали олимпийские чемпионы, плюс переполненные трибуны, которых Дворец спорта Уручье давно не собирал. Вместо обычных 1,5-2 тысяч пришло 2,5 тысячи, и за это особая благодарность нашим болельщикам и всем, кто в минувшее воскресенье был с нами.
Ребята подрастерялись, давила ответственность за свои действия на площадке. Потом мы ситуацию исправили, и ЦСКА повезло, что разошлись миром. Я уверен, команда была хорошо готова, она что называется «звенела».
– В прошлом сезоне команда с более опытными игроками, выигрывая по ходу матча, проваливала последние минуты, проигрывая один-два мяча тому же БГК. В нынешнем сезоне наоборот выдаёт героические концовки…
– После того, как у нас по окончании прошлого сезона ушли лидеры, кто только не говорил, что СКА уже не восстановится. Но когда мы отпускаем игроков, то чётко понимаем, что нас ждёт. Глядя на теперешнюю команду, мы знаем, какой она будет через два года. И я считаю, что потенциал у этой команды выше, чем у предыдущей. Раньше, признаться, мы и сами думали, что игроков круче Белявского и Хмелькова нет в белорусском гандболе. Это ошибочное мнение, в том числе здесь и я ошибался.
Мне очень импонирует работа нынешнего тренерского штаба, в том числе в плане эмоционального настроя. Вы видели тайм-аут в матче с ЦСКА, где Дмитрий Олегович попросил убрать микрофон и по-мужски поговорил с ребятами. Да, возможно, не совсем привлекательно это выглядит в телеэфире, но таков спорт. Хотелось бы, чтобы относились к этому с пониманием.
Что касается концовок, в той команде был один лидер – Белявский. Если у Игоря не получалось сыграть концовку, никто не мог его поддержать – ни Хмельков, ни Шабельников. В нынешней команде нет ярко выраженного лидера. «Выстрелить» могут Ермаков, Лукашенок, Рабчинский, Баранчик, Зинейкин… Мы к этому стремились, и когда такой ровный состав, команда не зависит от одного-двух лидеров. Можно, как в матче с ЦСКА, безболезненно поменять пять из шести игроков одновременно. При этом на скамейке остались ребята, готовые выйти на площадку. Нам важно сохранить эту команду на ближайшие два года. А удивляет она уже сегодня.
– С чем не поспоришь, так это с тем, что у СКА хорошо получается выращивать звёзд гандбола…
– Ну, звёзд не так много – Королёк, Кулеш, дай бог будет Белявский. Это не совсем наши воспитанники – Королёк из Гродно, Кулеш из Гомеля, но они пришли к нам в 15-16 лет и прошли подготовку в системе нашего клуба.
Много, конечно, и других игроков высокого уровня: к примеру, Гирик не играет из-за повреждения – и ЦСКА говорит, что у них нет лидера. В «Зените» половина состава – белорусские гандболисты.
– А ведь созданная СКА-Минск школа подготовки – яркий пример того, как господдержка направляется клубом на развитие детского спорта – в ваших секциях занимаются сотни ребят…
– В 2011 году у СКА-Минск не было своей школы. Мы с Павлом Владимировичем Галкиным стали подтягивать молодежь, в той команде, кстати, начинал Дмитрий Камышик, Эдуард Стрелец. И уже в 2013 году с ней, усилившись Пуховским, Шиловичем, Титовым завоевали первый Кубок вызова. Никто прежде в стране этот европейский трофей не выигрывал.
Дальше создавали и выстраивали свою школу и систему подготовки. В Минске мы занимаемся на базе 15-ти общеобразовательных школ, а это без малого 500 юных гандболистов. К тому же по инициативе Городской федерации гандбола Надежды Лазаревич мы начали набирать группы девочек. В наших школах трудится 15 штатных детских тренеров.
Сегодня в основном составе играет 10 ребят из нашей школы, в том числе Ермаков, Баранчик, Зинейкин, Барбашинский, Ладутько. И мы придём к тому, что 70 % мест в основной команде будем отдавать воспитанникам своей школы.
Это действительно стало возможным, благодаря указу № 191 "Об оказании поддержки организациям физической культуры и спорта" и позволило нам создать систему детских школ и выстроить подготовку нашего резерва.
– Вы, кажется, всегда были сторонником системы подготовки, разработанной Спартаком Мироновичем. Удалось ли кому-то из теперешних тренеров к ней приблизиться или перенять?
– В определенный период все мы с восхищением начали смотреть на западные методики подготовки, а свои отвергали, мол наша система устарела. Все бросились делать их упражнения, при этом забыли, что упражнение-то это именно Миронович туда и привёз, когда его тренировки снимали на видео во Франции, Германии, Испании. Потом слегка видоизменили, и сказали, что это испанское упражнение…
А ведь Спартак Петрович во время своей тренерской карьеры, как любой великий человек, не спешил делиться своими наработками. И сейчас, когда Дмитрий Никуленков стал во главе СКА, для меня стало открытием, что Спартак Петрович начал приезжать на тренировки и передавать ему опыт и знания.
Для меня это было очень важно, хотя в СКА я никогда не играл и не был его воспитанником. Но его система живет и будет жить, просто в нее нужно своевременно вносить небольшие корректировки.
– Насколько ваше видение игры, мнение об игроках влияют на решения Дмитрия Никуленкова?
– Я вообще в это не вмешиваюсь. Мне сообщают, какой игрок нам нужен или не нужен.
– Когда команда проигрывает, вы можете зайти в раздевалку и высказать игрокам всё, что думаете?
– Нет, для этого есть тренер, который их знает и проводит с ними едва ли не 24 часа в сутки. Я понимаю, что игроки и так как натянутые струны. И эту струну можно легко порвать. Был случай, когда команда посыпалась – проиграли «Кронону», не шла игра. Обычно в клубе в таких случаях наказывают деньгами. Но я видел, что игроки пашут на тренировках. А впереди у нас игра с «Зенитом». И ко мне пришли игроки: «Андрей Викторович, мы все исправим». Я не стал применять никаких санкций. И в итоге мы обыграли «Зенит».
– Согласны, что вратарская позиция в СКА - не самое сильное место? Хотя в последнее время существенно добавил Ковалёв.
– В этом сезоне у нас поменялся тренер вратарей. В команду пришёл Николай Зенько, который едва ли ни с детства тренировал Ковалёва, почему он и добавил. В современном гандболе матчи с сильными соперниками выигрываются во многом благодаря голкиперу. А его, увы, невозможно натренировать. Он должен «вызреть», простите за сравнение, как хороший сыр. Здесь яркий пример – Иван Пешич, игра которого мне очень нравится. Это воплощение спокойствия и уверенности в себе, голкипер с огромным опытом.
Полевой игрок растёт быстрее, чем вратарь. Ему достаточно хорошей физической подготовки и хорошего состояние здоровья, когда нет травм. При таких обстоятельствах игрок в 20 с небольшим может быть звездой, а вот вратарь – только ближе к 30, когда карьера игрока зачастую уже на закате. Поэтому наши вратари с каждым годом будут становиться всё лучше и лучше.
– Пока этот сезон похож на предыдущие: в чемпионате СКА выигрывает у всех соперников, кроме Бреста. Что нас ждёт дальше?
– Я ведь тоже не знаю. Команда растёт, мы видим это от игры к игре. Два года мы выходили в финал четырех СЕХА-лиги. В первом сезоне обыграли ЦСКА, в прошлом году – «Зенит» – считаю, неплохо для команды, на которую никто не рассчитывал. В первый год в полуфинале выиграли у «Чеховских медведей», в финале один мяч проиграли Бресту. В прошлом году в полуфинале сразу попали на БГК, но для Бреста это тоже была непростая игра. Плюс победили «Виктор» – получается, мы обыграли все российские клубы, бюджеты которых, а соответственно и зарплаты, значительно выше нашего. Команда конкурентоспособна, у неё огромный потенциал – это главное. А как сложится финальный этап, посмотрим. Надеюсь, что в нашу пользу.