Артём Джавадов: всегда в полёте - Спортивная панорама

Артём Джавадов: всегда в полёте

На недавнем предпоследнем этапе Кубка Содружества по парусному спорту, прошедшем на акватории Минского моря, больше всех удивил, пожалуй, виндсерфингист Артём ДЖАВАДОВ.

На регатах подобного уровня на новой олимпийской доске «IQFoil» до сих пор ему не удавалось пробиться на подиум. А тут спортсмен из столичной области, в одиночку представляя страну в этом классе, оставил за собой 8 дистанций, ещё в семи финишировал в тройке и завоевал «золото», на два очка опередив лидера российской сборной Егора Жилина. Делясь впечатлениями с журналистом «СП», Артём признался, что и сам с трудом верит, что победил, хотя и стремился к этому:

— По крайней мере, до следующей регаты я могу радоваться. Повторить же успех на финальном этапе, прекрасно понимаю, будет очень непросто, ведь я только второй год осваиваю эту доску. Думаю, на домашнем этапе немалую роль сыграли условия, в которых мы гонялись. В отличие от соперников, для меня они привычные. На родной акватории я довольно уверенно себя чувствую. И весной на дебютном этапе Кубка Содружества был близок к подиуму. Сейчас же получилось взять своё. Доля везения есть и в том, что пару сильных россиян не приехали. У остальных не было здесь никаких отборов и больших задач, они спокойно готовились к чемпионату России в Тольятти. Я же, наоборот, был нацелен на победу.

— Вы после первой же серии из шести гонок возглавили турнирную таблицу. Это добавило волнения?

— Идти лидером всегда сложнее, чем догонять. Занимая второе или четвёртое места, ты стремишься обыграть впереди идущих. А против лидера выступает весь флот. Порой достаточно одной ошибки, чтобы потерять свою позицию. Но мне удалось справиться и с собой, и с соперниками.

— Худшими у вас оказались, не считая фальстарта, первые две гонки и последняя…

— Первую я завершил четвёртым — видимо, ещё не раскачался. Во второй стал пятым. При этом на большем её протяжении лидировал, пока на последнем огибании не зацепился за знак. Пришлось долго распутывать верёвку. То есть это просто стечение обстоятельств, не повезло. А на заключительной дистанции просто расслабился, потому что, имея отрыв в 5 очков, знал, что итоговую победу с любым приходом себе гарантировал, даже в случае дисквалификации.

— Какая из 20 гонок для вас оказалась самой интересной?

— Сложно какую-то выделить, они разные. Специфика соревнований в нашем классе в том, что формат гонок выбирается в зависимости от ветра. Если он слабый — до 10-13 узлов, то проводится слаломная. В ней старт берётся не против ветра, как в классических гонках в парусном спорте, а по ветру. Длится она всего 3-5 минут, то есть очень быстрая и интенсивная. Дистанция напоминает зигзаг. Есть один короткий полный курс и три слаломных курса на скорость. Таких гонок у нас было большинство. Я довольно неплохо их провёл, хотя в одной вторым шёл, но неправильно выполнил поворот и откатился на последнее место. Этот приход пошёл на выброс, сильно ни на что не повлиял.

В сильный же ветер проводится классический «курс рейс», где старт против ветра, две обычные петли с воротами внизу и финиш галфиндом. Поскольку форматы миксуются, и гонок стало больше, и выбросов. То есть соревноваться стало сложнее. Я всё ещё перестраиваюсь. Если стандартный формат полностью понятен, то к слаломному не до конца привык. В нём цена ошибки очень высока. Потому что гонка быстротечная. Секундное опоздание на старт может оказаться фатальным. И, допустив фальстарт, уже не оправдаешься.

— В девятой гонке вы его не избежали…

— Да, в слаломной. А в ней, если хотя бы один человек допускает фальстарт, даётся общий отзыв. Все возвращаются и заново стартуют уже без нарушителя. Это тоже определённая психологическая нагрузка. Потому что ты мог классно взять старт, но из-за кого-то вынужден возвращаться. И, если в повторной попытке не столь удачно ушёл на дистанцию, начинаешь накручивать себя.

Есть также третий формат — марафон. Но мы его не проводим из-за отсутствия технического обеспечения. Эта гонка продолжительностью больше часа. С учётом того, что у нас скорости большие, пришлось бы три раза вокруг Минского моря проходить. Плюс катеров недостаточно, они должны стоять на каждом знаке. Да и флот небольшой для марафона.

Ещё одно нововведение в этом классе на чемпионатах мира — медальная гонка на выбывание. К ней допускаются 10 человек. Лидер сразу попадает в финал, занимавший второе место включается в борьбу с полуфинала, остальные восемь — с четвертьфинала. В каждом раунде половина участников отсеивается. В итоге в финал выходят три человека, которые и разыгрывают медали — кто каким придёт, тот таким и станет. То есть, по сути, результаты всей серии обнуляются. Я пока в медальных гонках не участвовал. Но мы с главным судьёй сейчас отработали её формат. Скорее всего, на ближайшем чемпионате России в Тольятти будет шанс его опробовать.

— В классе «RS:X» вы предпочитали гоняться в сильный ветер. А в «IQFoil»?

— И здесь тоже. Тем более флот в нём гораздо тяжелее. На той доске средний вес спортсменов был 70-75 кг, а у меня было 80, а в этом классе, чтобы на что-то претендовать, нужно быть не легче 90 кг. Я их как раз и набрал. Поэтому в сильный ветер с Егором Жилиным такой же комплекции и мог бороться. Остальные российские ребята полегче, им проще в средний ветер гоняться.

— А какой класс вам больше нравится?

— Конечно этот, здесь больше драйва, эмоций. И визуально он красивее. И на доске себя ощущаешь по-другому. Здесь нет моего нелюбимого слабого ветра, ты всегда в полёте, ведь средняя скорость превышает 40 км/ч. Медленнее она не ходит.

— Но это и травмоопасно…

— Совершенно верно. Поэтому, по правилам, обязательно использование шлема и жилета, желательно противоударного. Бывают, конечно, столкновения, но на то мы и профессионалы, чтобы их избегать.

— Класс и намного сложнее. Вам сразу удалось подняться на крыло?

— Если ты профессионал, то после «RS:X» на адаптацию хватит и недели. Чтобы полноценно гоняться, на привыкание у меня ушёл весь прошлый сезон. Нынче я отрабатывал уже какие-то сложные технические элементы — те же повороты, которые особенно важны в слаломе, развивал скорость и т.д. Класс ведь очень отличается. Здесь больше силовой работы, скоростно-силовой, а на «RS:X» было больше циклической, монотонной, что никогда не любил. Поэтому новая доска мне больше и нравится, и подходит.

— А что самое сложное в этой доске?

— Наверное, развить максимальную скорость. Поначалу мне было очень сложно ходить полные курсы. А они во всех классах очень важны, потому что можно много отыграть. У меня до сих пор есть с этим проблемы. Особенно на морских акваториях, где есть волна, потому что мало ходил в таких условиях — то пандемия, то невозможность выехать за пределы страны. Но, очень надеюсь наверстать упущенное и на мировой арене ещё что-то показать.

— С переходом в этот класс вы лишились сильного спарринга. Как выкручиваетесь без него?

— Тренируясь в одиночку, больше приходится делать акцент на технические элементы. Выхожу на воду и делаю, к примеру, 50 поворотов оверштаг, 100 — фордевинд. Оценить же, насколько быстро иду, без спарринга не могу. Вернувшись на берег, делаю пробежку и иду в тренажёрный зал. Так и тренируюсь. Отсутствие спарринга — это минус. Но мне повезло, что нахожусь в отличных отношениях с российскими ребятами, в любой момент даже за свой счёт могу приехать в Питер или Сочи и потренироваться.

Для Минского моря эта доска не очень подходит. Потому что много безветренных дней, много водорослей в воде, которые цепляем плавником. Пока избавишься от них, несколько минут теряешь. И катапульты нередко ловим. К сожалению, я уже две мачты из-за этого сломал. А оборудование дорогое. И пока его приобретёшь.

— В Тольятти ведь тоже озёрная акватория?

— Да, поэтому интересно, как там смогу выступить.

— А на море вы нынче были?

— Да, весной гонялся в Сочи на 1-м этапе Кубка Содружества, 5-м стал. Это был ожидаемый результат. Потому что сборная России всю зиму провела в Турции на море, а мы в зале тренировались. И я, впервые за восемь месяцев выйдя на воду, считаю, не ударил в грязь лицом — создавал конкуренцию для ребят. А чтобы побеждать, нужно постоянно работать на море, со спаррингом. Очень надеюсь, что грядущей зимой удастся потренироваться за границей с российской командой.

— Какое впечатление оставил олимпийский отбор на чемпионате мира в Гааге?

— Признаться, у меня там шансов было мало. Потому что лицензии закончились на 18-м месте из почти 100 участников, тогда как на «RS:X» на первом отборе последние из них цепляли обладатели 28 — 30 мест. Здесь добавилось несколько стран. Очень сильны немец Себастьян Кёрдель, молодой итальянец Николо Ренна, победивший нидерландец Луук ван Опзеланд. Пока я не понимаю, как нам туда прорваться, чтобы узнать свой уровень. Но надежда умирает последней.

Последнее

подписка

Подписка оформлена! Ждите наших новостей

Внутренний туризм

Сплавы на байдарках в Беларуси

Слово за нанотехнологиями