Седьмой этап Кубка мира по биатлону завершился в воскресенье в чешском Нове Место-на-Мораве массовыми стартами, которые, впрочем, не слишком эмоционально зацепили белорусских болельщиков.
Отличие от субботних событий на «Высочина-Арене»: в мужской эстафете наш квартет в составе Антона Смольского, Сергея Бочарникова, Никиты Лобастова и Романа Елётнова пошёл в сабельную атаку на пьедестал и был очень близок к его покорению. Однако, обо всём по порядку!
Стреляли, как в тире!
Прежде всего, об атмосфере на этапе, который чехи решили провести без зрителей – государственный вердикт, против чего боссы IBU не могли возражать. Это ситуация «выкрученных рук», когда против лома нет приёма. Однако ничто не проходит бесследно. Биатлон надолго запомнит зияющие пустотой трибуны в НМНМ.
Итак, на «Высочина-Арену» болельщиков не пускали, какие бы медицинские справки они ни предъявляли в доказательство своего здоровья. Бесполезно! Только спортсмены, тренеры, судьи и журналисты с картами аккредитации. Вот все действующие лица и скромная аудитория, что своими глазами увидела, как определялись победители и призёры в чешских гонках.
Учитывая, что хозяева по традиции надстроили огромные временные трибуны, продав более 100 тысяч билетов на четыре дня соревнований, сами понимаете, какой это шок для тех же организаторов. И убыток. Не только финансовый, но и репутационный. Перед теми же боссами IBU, например. И, конечно, туристами.
А ведь никакой паники — в стилистике «Шеф, всё пропало, гипс снимают, клиент уезжает!» — в небольшом чешском городке, как и во всей моравской округе, нет и близко. Жизнь текла и течёт традиционно спокойно, размеренно. Причём болельщики таки приехали в НМНМ! Допустим, из Львова приехало два автобуса (изначально планировалось четыре) автобуса с украинскими фанатами биатлона.
Появились и немцы, у которых сразу спросили: «А что вы будете делать в дни гонок?» Последовал ответ: «Прорываться на стадион!» И ведь вспомните субботние соревнования! Конечно, неправильно утверждать, что болельщики, действительно, проникли на «Высочина-Арену», но некую дорожку к ограждению вдоль трассы они проторили. В результате возникла импровизированная естественная трибуна на одном из спусков, где биатлонисты получали бурную поддержку.
Однако в воскресенье ничего подобного не было – власти приняли меры. Хотя как они обосновывали запрет гулять по лесу, не очень-то и понятно. Но уж такова сейчас общая ситуация с коронавирусом, он же СOVID-19.
И тут важная информация. Накануне гонок и в ходе этапа было получено множество свидетельств рядовых чехов, размышлявших на волнительную тему. Так вот, общее мнение таково: причина «убийства биатлон» заключается в том, что мэр НМНМ и министр здравоохранения, с чьей подачи болельщиков и отлучили от гонок, принадлежат к двум остро конфликтующим партийным группам. Дескать, в этом и кроется смысл «заботы о спортсменах».
Разумеется, в каждом общении с белорусскими биатлонистами я интересовался «особенными нюансами» седьмого этапа Кубка мира, собрав следующую коллекцию оценочных мнений.
Никита Лобастов: «Всё здесь хорошо и спокойно. Живём в отеле с другими командами. Правда, других постояльцев нет, но питаемся в общем зале. Никакого дискомфорта от неких ограничительных мер не испытываем».
Анна Сола: «Нет никаких экстремальных мер. Безопасность обеспечивается тем, что везде стоят антисептики. А так всё в наших буднях, как всегда». Антон Смольский: «Если честно, то очень не хватает зрителей, их поддержки. Такое ощущение, будто у нас официальная тренировка. Что же касается остальных нюансов, то после Раубичей немного непривычная еда. И ещё есть дискомфорт, связанный с поздним началом гонок. Весь день ждёшь, а после финиша только в 22 часа, закончив все реабилитационные процедуры и прочие дела, можешь прилечь отдохнуть. Очень неудобно. Но это ведь не про коронавирус…»
И правильно: надо закрыть эту тему. Как минимум до старта восьмого этапа в финском Контиолахти. Посмотрим, как всё будет в Карелии.
Мужская доминанта в Чехии
К сожалению, женская сборная Беларуси в НМНМ ярко выступить не сумела. Анна Сола единственная из наших биатлонисток завоевала несколько очков в спринте, чтобы и в эстафете на первом этапе уйти с «лёжки» лидером, но затем её биатлон опять развалился. Наша очередная после Алимбековой (Динара досрочно завершила сезон, занявшись лечением донимающих её болей в ноге) и Кривко застрельщица опять не совладала со «стойкой» -- два штрафных круга, заодно «потухнув» и на трассе.
В «невозгоревшемся состоянии» находилась в НМНМ и Кривко. Даже подарочное (из-за отказа других спортсменок) участие в массовом старте не разбудило организм Ирины, которая никогда и ранее не демонстрировала в марте высоких результатов.
А вот Елена Кручинкина, напротив, была очень быстра и в спринте, и на втором этапе эстафеты, но в командном виде у неё не было поддержки, а в личной гонке помешала плохая стрельба – четыре промаха, по два на каждом огневом рубеже. Это нельзя компенсировать никакой «быстротой ног». А вот белорусские мужчины – красавцы!
Главной командной задачей подопечных Олега Рыженкова и Андрея Падина в НМНМ являлась борьба со словенцами за десятое место в Кубке наций. Если нам удастся его сохранить, то в сезоне-2020/21 в индивидуальных гонках и спринтах наша квота расширится до пяти стартующих.
Так вот, в спринте за словенцев пошёл в атаку их лидер и ветеран Фак, уступивший лишь братьям Бё и Фийо-Майе. Но зато его товарищи по команде проиграли белорусам, лучшим из которых стал, конечно, Смольский. После чистой стрельбы на огневых рубежах Антон претендовал даже на попадание в топ-10. Последний круг не дал осуществиться этому прорыву, но всё к капитану, находившемуся в НМНМ ещё и в не лучшем состоянии, обязательно придёт.
Однако! Перед стартом командной гонки меня раздирали противоречия. С одной стороны, присутствовало понимание, что, если звёзды сложатся удачно, мы способны хорошо дерзнуть. Но с другой — настораживающие факторы. Если Смольский только говорил о некоем физическом дискомфорте, то Лобастова он накрыл по полной программе уже в пятницу.
Уже после эстафеты Никита рассказал, как неважно чувствовал себя в спринте, который не обошёлся для него без падения и сломанной лыжи (читайте здесь). Отсюда только 73-е место при безошибочной стрельбе, что, естественно, напугало в том числе самого биатлониста, в чём он откровенно признался…
Но в субботу случилось преображение, и Лобастов классно поддержал усилия Смольского и Бочарникова, что утвердили белорусов в трио лидеров. Никита вновь явил себя замечательным командным бойцом. Промахнувшись первым выстрелом на «лёжке», он затем не знал снайперских ляпов. А как терпел на трассе, как цеплялся за объективно более скоростных оппонентов, благо лыжи и ему оказались в великую помощь! Бульдог, да и только!
И вот последний этап — и, увы, Елётнов не справился со «стойкой», не «добив» одну мишень даже тремя дополнительными патронами. Штрафной круг и только седьмое место. Ужасно на этот раз досадное.
Антон Смольский:

-- Антон, начнём со спринта, в котором вы установили личный рекорд в гонках Кубка мира – 18-е место. В НМНМ удалось сделать то, что не вышло в Раубичах, где надо было взять пару-тройку медалей?
-- Не всё так однозначно. На домашнем чемпионате Европы у меня было очень хорошее физическое состояние. Но психологически, возможно, перегорел. В Чехии всё наоборот: физически далёк от идеала, но психологически оказался раскрепощён. Ту же «лёжку» в пятницу отработал с риском. Хотя каждый выстрел был осознанным, я заставил себя не сомневаться в действиях. На «стойке» уже не рисковал и в целом доволен работой в спринте.
-- Многие отмечают, что без зрителей стрелять проще, дескать, как в тире…
-- Возможно, есть такое. Но когда гонка захватывает, зачастую не замечаешь зрителей.
-- На трассе есть коварный спуск с правым виражом, на котором падали и падали.
-- Трасса была сложной. Подход к стрельбищу очень напоминает Оберхоф. К тому же серая погода, схожая местность, сложный рельеф и скольжение тяжёлое. С утра в пятницу выпал свежий снег, который в течение дня всё таял и таял. Что же касается опасного виража, то на первых двух кругах я рисковал и чуть не вылетал с трассы. На последней петле, когда концентрация и координация теряют остроту, сбросил скорость и прошёл спуск надёжно. И главное, что по итогам спринта мы укрепились на 10-й позиции в Кубке наций.
-- Увы, опять не хватило одного места, чтобы выступить в масс-старте...
-- Зато собрался на эстафету. Мне сейчас было бы сложно бежать три дня подряд. Хотя, конечно, расстроился. Массовый старт -- гонка, о которой мечтают многие.
-- Эстафета доставила удовольствие?
-- Когда борешься за лидирующие позиции -- всегда радость. В субботу состояние, к слову, улучшилось, было хорошим. И лыжи работали очень круто! Именно в удовольствие от начала и до конца, даже лучше, чем у лидеров мирового биатлона.
-- Смотрели заключительную «стойку» Елётнова или заминались, ожидая информации?
-- Удалось совместить. Бегал кросс, но параллельно смотрел. Очень надеялся что Роман закроет оставшуюся мишень первым же запасным патроном. В этом случае он имел бы высокие шансы вырвать для нас третье место. Но это – биатлон, неудачи случаются. Поддержали Романа после финиша. Никто его не винит. Вместе обсудим пути решения проблемы!
-- Как вам удалось восстановить силы?
-- В пятницу вечером очень хорошо поужинал. Удалось много поспать, причём и днём, перед отъездом на стадион, вздремнул. Думаю, так и удалось восстановиться за сутки. Да и азарт придаёт очень много сил. Когда есть прямая борьба, «спарринг» всегда легче бежится.