Лучшая брассистка Беларуси и представительница гомельской школы плавания, финалистка Олимпийских игр в Париже Алина Змушко, а теперь еще и призер чемпионата мира в Сингапуре, рассказала о своем нелегком пути к заветной медали (бронза на 200 м брассом — Прим. СП).
— Чем запомнился планетарный форум в экзотичном Сингапуре?
— Чемпионат мира запомнился медалью и атмосферой. С нами впервые за долгое время на международном форуме в нейтральном статусе выступали россияне, поэтому конкуренция была уже значительно больше. Со мной была большая команда, поэтому сплоченность, общение между собой, поддержка — все это чувствовалось и очень помогало правильно настроиться. Еда была спортивная, нежирная, поэтому ее мне не хватало и приходилось чуть-чуть дополнять рацион тем, чтопривезла с собой (кашами). Дорога выдалась не из легких, добирались больше суток. Благо пораньше поехали туда — было время на акклиматизацию,чтобы войти в тренировочный режим и подойти в полной боеготовности к своему старту.
— Ожидали, что будет конкуренция с такими плотными результатами?
— Решали все сотые секунды — такого не было даже на Олимпиаде в Париже. Конкуренция была очень сильная, но не было таких плотных результатов. У нас были девочки брассистки, которые не попадали в финал, хотя по моим подсчетам они точно должны были там плыть. Мы все понимали, что уже в полуфинале надо выкладываться по полной, иначе ты просто можешь не пройти дальше. На стометровке я 16-я попала —не ожидала, что настолько будет плотная конкуренция, даже испугалась. Уже на двухсотке я постаралась не повторять этой ошибки. Но надо было подрассчитать так, чтобы и на финал хватило сил.
— Изначально какие задачи ставил перед вами тренер?
— После Олимпийских игр мы с тренером (Игорь Макеев — Прим. «СП») решили, что этот год у меня будет даже не восстановительным, а экспериментальным. Мы понимали, что надо что-то менять, искать какие-то новые подходы в моей реализации. Улучшать свои результаты и кардинально что-то менять не так просто, когда ты плывешь уже на каком-то уровне. Это надо пробовать, пробовать... Мне нужно было набрать массу тела с помощью правильного питания, потому что после Олимпиады я была очень худая. Одно время хотела работать с диетологом, но потом решила, что лучше знаю свое тело. Но я все время обследуюсь, сдаю анализы, знаю, сколько должна употреблять на свою массу тела жиров, углеводов и так далее. Мы с тренером полностью поменяли нагрузку в зале. Мы до конца не понимали, как я смогу в своем новом теле плавать. Для нас с тренером самым главным было, чтобы я приблизилась к своим лучшим результатам. Еще когда мы ездили в «Маре Нострум», там я в принципе проплыла 200 м по своему рекорду, поэтому мы поняли, что все делали правильно. Значит, я могу плыть еще лучше и рассчитывать на медаль. Я стала сильнее, выносливее. Изменила технику: при меньшем количестве гребков плыву быстрее. На стометровке тоже могла быть медаль в Сингапуре, но из-за очень плотной конкуренции не хватило... К тому же мы ориентировались на турнир «Маре Нострум», где я хорошо проплыла 200 м. Основной упор был именно на эту дистанцию — и не прогадали. В финале плывут все сильные. Но надо выходить с холодной головой и горящим сердцем, как говорит мой тренер. Я очень эмоциональная, иногда это мешает. Надо быть здесь и сейчас и выполнять задачи, которые поставил перед тобой тренер, показать все то, что ты нарабатывал. Сейчас очень много пловцов плавает быстро. Результат остался тот же, но количество классных спортсменов увеличилось.
— Чего вам не хватило на стометровке?
— На Олимпийских играх я проплыла по рекорду Беларуси 100 м — 1.05,93. Сейчас в полуфинале в Сингапуре, спустя год, я проплыла с хорошим временем, которое меня удовлетворило. Тем более с учетом нашего экспериментального года. А в финале мы не доработали в плане соревновательной техники «сотни», то есть мне не хватило времени, чтобы положить свою силу на скорость. Сотка и двухсотка — абсолютно разные дистанции.
— Алина, двухсотку удалось проплыть по раскладке?
— Мы всегда с тренером полагаемся на гребки. Я даже не думаю об этом — считаю автоматически. Даже когда плаваю другим стилем, все равно считаю количество гребков. В каждый гребок ты вкладываешься на 100 %. Моя задача была проплыть всю дистанцию (200 м) по наработанной тактике, с чем я справилась. У меня даже в финале на первой стометровке вышло меньше гребков, чем было в полуфинале. Мы рассчитывали, что именно на последних 25 м я добавлю мощность — так и получилось.
— На полтиннике уже ни на что нерассчитывали?
— Каждую дистанцию я прорабатываю. Не бывает такого, что выхожу и думаю: будет как будет. Всегда выкладываюсь на 100%. Мы не доработали спринтерскую технику — на 50 м это было еще более ощутимо, чем на стометровке. У меня еще нет способности на своей наработанной мощности плавать быстро. По своим тренировкам я об этом знала. Поэтому на полтиннике не расстроилась, что так получилось.
— Вы всегда на 100 % доверяете тренеру?
— Да, но безусловно могу внести какие-то свои предложения. В Сингапуре у нас был день отдыха между дистанциями 100 и 200 м, но я все равно отплавала две тренировки, чтобы быть в форме. «Может, лучше восстановиться?» — спросила я. —«Нет, нам три дня надо быть в форме» — был ответ. Так что я во всем полагаюсь на своего тренера. У нас доверительные отношения. Если бы он видел, что я действительно очень устала, то этих тренировок не было бы. Мы все вместе обсуждаем.
— Болельщики поддерживали?
— В финале на двухсотке, даже когда объявляли мое имя, я слышала, что мне хлопали. Мои ребята после выхода из бассейна меня очень трогательно встретили и поздравили.
— Какие отношения у вас сложились с конкурентами?
— Со всеми очень хорошие. Мы даже после заплыва можем несколькими фразами обменяться. Девчонка из ЮАР, с которой мы стояли на пьедестале, спросила: «Как твои дела? Как ты себя чувствуешь?». Это классно, когда все дружелюбные и хорошо к тебе относятся. Надо подтягивать английский язык, чтобы со всеми общаться на равных. Но это приходит с практикой. В начале международных стартов я всегда немного стесняюсь, а к концу уже свободно общаюсь. Самые лучшие отношения сложились с Женей Чикуновой, потому что мы чаще видимся на совместных стартах, нет языкового барьера. Даже вне спорта мы с Женей переписываемся.
— Кто вас первым поздравил с победой?
— Женя Чикунова, потом спортсменка из ЮАР. Затем присоединились ребята из команды, тренер. Позвонила мужу по видеосвязи. Безусловно, разделила эти эмоции с семьей. И люди уже начали писать...
— Был какой-нибудь подарок от болельщиков, который вам запомнился?
— Что-то одно выделять не буду. Но у меня есть девочки, которые плетут разные вещицы, шьют и потом еще дрожащими руками тебе преподносят —вот это круто! Мне нравятся не дорогие подарки, а то, что детки делают своими руками. Рисуют плакаты с моим именем, видео-сообщения присылают — все это радует и мотивирует.
— Вам нравится передавать свой опыт подрастающему поколению?
— Да, очень. Я никогда не буду учить их жизни. Каждый из нас находится на своем этапе и в конечном итоге придет к тому, чему стремится. Я поддерживаю девчонок (юниорок), которые плывут со мной на республиканских соревнованиях. С восторгом слушаю их эмоции, что они говорят. Понимаю, что тоже такая была, но это все забывается. Нравится, когда задают вопросы, искренне интересуются. Мне всегда хотелось, чтобы у меня была кумир брассистка. Почему-то я не застала никаких брассистов в нашей стране. Для меня всегда была кумиром Юлия Ефимова, которая вроде еще не закончила спортивную карьеру, но сделала на данный момент паузу. Мы вместе на «Маре Нострум» в финале плавали на соседних дорожках — это дорогого стоит. Теперь я понимаю юниоров, которые в восторге от того, что ты с ними плаваешь.
— В 2023 году в Калинковичах был впервые проведен турнир на ваши призы. Кто был его инициатором.
— Директор СДЮШОР предложил эту идею. Еще больше воодушевился ею, когда мне дали почетного гражданина Калинковичского района. Мы договорились проводить турнир раз в два года. Но вот сейчас после моей «бронзы» он сказал, что проведем в следующем году. Главное, чтобы я была на месте. Потому что в 2025-м накладывались соревнования, сборы. Это было что-то невероятное, что мне удалось вырваться на два дня. К тому же такие мероприятия надо всегда заранее планировать, чтобы детки и тренера могли подготовиться, договориться с размещением всех. Сначала мы боялись, что мало деток приедет. Но если сравнивать с 2023 годом, то в нынешнемколичество участников значительно увеличилось. Если будет еще больше, то возникнет проблема с размещением, потому что городок маленький. у нас всегда после соревнований проводится еще мастер-класс. Всем очень нравится. На первом турнире я одна показывала технику и рассказывала, то сейчас уже детки начали со мной плавать. Мы экспериментируем и смотрим, как все это будет заходить. Может, еще что-то интересное придумаем.
— Что вам сейчас помогает не останавливаться на достигнутом?
— У меня с детства была мечта попасть в национальную команду и я всегда обладала терпением. Могла поплакать, но своим трудом и упорством шал к намеченной цели. Бывалохотелось повернуться и уйти, все бросить, но я через преодоление все равно надевала очки и шла плавать. Этот год был для меня очень сложным, потому что еще муж закончил свою спортивную карьеру. У нас был переходящий период, когда он по работе надолго уезжал. Оставалась дома одна, а я привыкла, что он всегда рядом. Было очень тяжело. Медаль планетарного форума дала мне еще больше мотивации. Я так давно хотела получить эту награду. Для меня важно понимать, что я все делаю правильно. На прошлом чемпионате мира в Дохе я была четвертая, на чемпионате мира по короткой воде тоже четвертая. И уже думала: почему я этого не заслуживаю? У меня были слезы, разочарование. Но свою роль сыграла поддержка моих близких, мужа, тренера, которые в меня всегда верили. Переломным в психологическом плане для меня стал турнир «Маре Нострум», где я смогла проявить себя. На «мире» уже очень хотелось закрепить этот успех.
— Как отдыхаете?
— Я очень домашняя. В сезоне могу сходить в кафе с мужем, прогуляться с друзьями, покататься на велосипеде. Когда спортивный сезон заканчивается, поскольку у меня муж с Гродненской области, я с Гомельской, а живем мы в Минске, то стараемся в этот период всех навещать.Можем съездить с палатками на рыбалку. Надеюсь, в этом году получится вырваться на море. Нужно восстановиться и переключиться от ежедневной рутины.
— Кем себя видите через пять лет?
— В роли мамы. Буду все делать для достижения новых спортивных результатов, но в этом плане загадывать не хочется.