Для белорусских спортсменов с ограниченными возможностями Паралимпийские игры закончились, даже не успев начаться...
В Пекине и Чжанцзякоу в эти дни проходят зимние Паралимпийские игры-2022, которые для белорусских спортсменов с ограниченными возможностями закончились, даже не успев начаться. 5 марта, не пробежав ни одной гонки, они вернулись домой. Хотя поначалу казалось, что здравый смысл возобладал.
В первых числах марта в ответ на призыв (рекомендацию) МОК международные спортивные федерации одна за другой начали отстранять Россию и Беларусь от участия в крупных стартах. Исполком Международного паралимпийского комитета (МПК) стал приятным исключением, приняв взвешенное и разумное решение — допустить спортсменов этих стран, которые никаким образом не причастны к российско-украинскому конфликту, к Играм-2022 в нейтральном статусе.
Признаться, только прочувствовав на себе, я поняла, насколько это серьёзное наказание и насколько больно — быть без вины виноватым.
В нашей делегации несколько человек родились в соседней Украине. У многих там живут родственники, за которых, как и за всех остальных страдающих соседей, разрывается душа. Мы все против войны. Белорусская армия не только не принимала, но, по утверждению руководства страны, и не планирует принимать участие в военных действиях. Но, похоже, эти аргументы принимавших решение чиновников не интересовали. Ночь, когда пришлось заклеивать на экипировке национальную символику, была сродни кошмару. Психологически ещё тяжелее назавтра оказалось появиться в этой форме на паралимпийских объектах. Но мы даже представить не могли, что буквально через несколько часов нас ждёт ещё больший удар.
Утром 3 марта на брифинге для шефов миссий представитель немецкой делегации, одним из первых взявший слово, назвал принятое накануне решение исполкома МПК плохим и призвал срочно созвать внеочередную чрезвычайную Ассамблею.
Президент МПК Эндрю Парсонс парировал его, аргументированно доказав, что исполком действует в соответствии с конституцией организации, которая далека от политики. Напомнил, в частности, что созыв той же чрезвычайной Ассамблеи в соответствии с действующими нормативными документами необходимо объявить за шесть месяцев. Подчеркнув собственное нейтральное отношение к России и Беларуси, Эндрю Парсонс убедил, что их решение обоснованное, а запрет, к которому призывали руководители некоторых западных делегаций, не имел бы юридической силы. Стремление главы МПК следовать олимпийской этике и не наказывать спортсменов за одну лишь принадлежность к той или иной национальности вызывало уважение. Однако отстоять собственные принципы и закон ему, увы, не удалось.
Буквально через несколько часов МПК объявил об отстранении российских и белорусских спортсменов от Игр, объяснив это слишком обострившейся ситуацией в паралимпийских деревнях. А также тем, что организацию завалили угрозами и ультиматумами покинуть Игры, если сборные России и Беларуси останутся в числе участников. После того, как группа украинских спортсменов, объединившись с правозащитной организацией Global Athlete, опубликовала открытое письмо, с требованием немедленного запрета на участие российских и белорусских атлетов в Паралимпийских играх, у них действительно появились сторонники.
Сборные Латвии и Южной Кореи по кёрлингу, к примеру, заявили, что не будут играть против России. Возможно, были и другие спортсмены, раздумывавшие над тем, чтобы покинуть соревнования. Но чаще всё-таки такой позиции придерживались чиновники, а не атлеты или тренеры.
Неоднократная паралимпийская чемпионка из США Оксана Мастерс, родившаяся в Украине, после победы в первой биатлонной гонке в Чжанцзякоу открыто призналась:
«Мне очень обидно за русских и белорусских спортсменов. Я бы хотела жить в мире, где каждый отдельный спортсмен из каждой отдельной страны мира имел бы возможность соревноваться не против друг друга, а вместе друг с другом».
Самый титулованный паралимпиец — на тот момент 13-кратный чемпион Игр канадец Брайан Маккивер, узнав о принятом решении, пришёл поддержать нашего Юрия Голуба, единственного, кому удавалось обыграть североамериканца. Сочувствие нашим землякам выражали спортсмены и тренеры и других крупных делегаций — Японии, Италии, Франции.
Что же касается позиции белорусской делегации, то она вчера была озвучена на специальной пресс-конференции.
Как подчеркнул шеф белорусской миссии — генеральный секретарь Белорусского паралимпийского комитета Николай Шудейко, отстранять белорусских спортсменов от игр не было никаких оснований:
«Никто из белорусских и российских спортсменов, тренеров, официальных лиц, специалистов не нарушил ничего, что прописано в нормативных документах МПК. У нас сложилось впечатление, что Эндрю Парсонс, пытавшийся отстоять нас, остался в одиночестве. Он сам бразилец. А основу исполкома составляют представители англоговорящих стран, видимо, и оказавших давление. В констатирующей части повторного решения указывается, кроме того, что к ним обращались многие НПК. Но не спортсмены. Последние понимают, сколько моральных и физических усилий было затрачено в ходе подготовки, и то, что наказывать лишь за территориальную принадлежность несправедливо, о чём многие и говорили. Увы, что-то изменить оказалось невозможно. Решение вступило в силу с момента опубликования».
Доводы МПК о невозможности обеспечить безопасность спортсменов в паралимпийской деревне глава Белорусского НПК Олег Шепель также считает несостоятельными: «Китайская сторона, отвечающая за этот момент, заверила, что всё будет в порядке. Поэтому данный аргумент, считаю, звучит неубедительно. Как и утверждение, будто ситуация в деревнях слишком накалилась. Дело в том, что ни один представитель исполкома НПК в Чжанцзякоу, где жила наша делегация и большая часть российской, не был. Никто не посмотрел, какая ситуация на самом деле. Там все нормально общались, пока украинцам не запретили разговаривать с белорусами и россиянами. Представляете, что бы наши спортсмены ответили, не разреши я им с кем-то контактировать? Вы декларируете, будто спорт вне политики, а сами втягиваете в неё атлетов, приехавших соревноваться».
«Самое страшное, — убеждён Олег Шепель, — что этим решением МПК открыл ящик Пандоры. Каждые Игры организаторы будут ждать теперь с содроганием. Потому что отныне на законы и конституцию организации можно не смотреть».
Руководитель белорусской делегации — первый заместитель министра спорта и туризма Вячеслав Дурнов сообщил, что в настоящий момент на уровне спортивного ведомства прорабатываются разные варианты, чтобы наполнить календарь наших спортсменов соревнованиями, как в России, так и в других странах СНГ, а также в дружественных государствах, включая тот же Китай.
«Мы делаем всё для того, чтобы наши атлеты не потеряли цель и могли продолжить совершенствовать своё мастерство. Уверен, когда всё вернётся на круги своя (хотелось бы, конечно, чтобы это произошло как можно быстрее), земляки ещё покажут свой класс».
Он убеждён, что от последних действий Международных федераций мировой спорт в целом сильно пострадает: «Если взять, к примеру, фигурное катание или художественную гимнастику, то без российских спортсменов интерес к ним сразу упадёт. Как и к разным видам борьбы. Поэтому будем надеяться, что здравый смысл восторжествует». Что же касается белорусских паралимпийцев, то Вячеслав Дурнов восхищён «их силой духа, железной выдержкой и верой в себя».
Как призналась лидер белорусской сборной Светлана Сахоненко, она ещё до конца не осознала произошедшее: «И у меня, и у других ребят в настоящий момент есть чувство незавершённости, недопонимания, обиды. Мы оказались беззащитными. В лыжных гонках и биатлоне именно Россия задаёт тон. И мы, как показывают результаты, можем на равных бороться, создавать конкуренцию европейским странам. Как оказалось, не всем это нравится. Поэтому нас и решили ударить побольнее — лишить возможности показать свою силу. Меня возмущает, что МПК не защитил нас. Мы такие же спортсмены, как и украинцы. Им, конечно, сейчас не позавидуешь. Но мы ведь в этом не виноваты. За что нас наказали? Считаю, это несправедливо. Это не равное отношение ко всем. В паралимпийской семье ко всем должны относиться одинаково. Выяснять отношения мы должны только на дистанции. А нам показали, что есть и другая борьба. Но мы будем оставаться сильными и доказывать, что нас не сломать. Конечно, паралимпийскую медаль нам никто не вернёт. Но для нас организовали альтернативные соревнования в Ханты-Мансийске «Мы вместе». За это — огромное спасибо. Приятно, что нас не бросили на произвол судьбы, что у нас есть защита со стороны своей страны. И это самое важное».
Альтернативные соревнования в Ханты-Мансийске пройдут 16 — 19 марта. Отправится белорусская команда в столицу Югры 14 марта. Предварительно все расходы, связанные с участием белорусской паралимпийской делегации, включая оплату билетов, россияне готовы взять на себя. В настоящий момент прорабатывается вопрос об участии в стартах ближайшего резерва уже за счёт Министерства спорта и командирующих организаций.
Елена ДАНИЛЬЧЕНКО