Команды может и не быть, но главный тренер быть обязан?

Сегодня речь у нас пойдёт о фристайле. Точнее, о таких ярких представителях мира лыжной акробатики, как главный тренер сборной Беларуси, заслуженный и суперзаслуженный специалист Николай Козеко, а также чемпионка мира в этой дисциплине Александра Романовская.

Не верю!

Однако увы и ах, но спорта будет в статье совсем немного. Другое дело, что я, как автор, сделаю всё, чтобы его не сумела полностью заместить политика. Хотя, признаюсь, это весьма трудная задача в современных реалиях лыжных акробатов. Уж очень резко они вышли за пределы классического профессионального требования «спорт и спортсмены вне политики».

Правда, не все из них желают сие признать, но на такое, скажем прямо, никого не красящее лицемерие не стоит обращать внимание. Вся наша жизнь, конечно, с шекспировских времён — театр, но из Козеко и Романовской актёры, кажется, не получились. Не обижайтесь, Николай Иванович и Александра, ибо на правду обижаться нельзя. Совершенно бессмысленно. От этого она не перестанет быть правдой.

А чтобы убедиться в моей правоте, достаточно посмотреть вашу недавнюю совместную прессконференцию, посвящённую тому печальному обстоятельству, что чемпионка мира за нарушения трудовой дисциплины (к слову, не единичные) должна быть уволена с 16 октября из списочного состава национальной команды. Разумеется, с потерей всех денежных выплат.

Особенно показательны в «артистическом» смысле последние минуты общедоступного видео. Те самые, где Козеко и Романовская с подачи ведущего прессконференции, постоянно «подталкивавшего» Александру в направлении нужных ответов и смыслов, излучают оптимизм.

К радости, даже восторгу «своей» аудитории. «Чужих» на пресс-конференции, как я понял, не было. Только единомышленники, например, считающие, что у Козеко нынче «вымогают деньги» (такую постановку вопроса журналистом тренер, как мне показалось, воспринял благосклонно).

Так вот, все эти слова сопровождались улыбками (кто-то, возможно, назовёт их даже глумливыми), которые никого не способны ввести в заблуждение.

«Не верю!» — воскликнул бы великий мэтр режиссуры Константин Станиславский. Другое дело, что он же утверждал ещё и следующее: «На свете не существует самого плохого театра или актёра, которые не имели бы своих поклонников». Так что не будем удивляться наличию на пресс-конференции «своей» аудитории.

Однако! Если не спорт (против авторского желания) и если не политика (по возможности), то тогда о чём пойдёт речь? Вы спросили — я отвечаю: о человеческой природе, с перекидыванием мостика на судьбы и поступки наших персонажей из мира «свободного стиля», пусть даже и обременённого лыжами и необходимостью исполнять в воздухе всякие сальто да винты.

Впрочем, сразу признаюсь, что Романовская мне не шибко интересна. Александра, как было написано выше, осознанно вышла за рамки требования «спорт и спортсмены вне политики», став неким символом. По своей воле или нет — уже непринципиально. Это следствие, а причина — реализованная спортсменкой свобода выбора.

Так вот, в качестве символа Романовская оставляет меня равнодушным. Поэтому, вернётся она на трамплин после травмы и текущих событий или не вернётся, будет побеждать или станет выступать так, как ей довелось выступить на крайних Белых играх-2018 (не отобралась в финал), лично мне абсолютно безразлично.

Надеюсь, у меня хватит воспитания не злорадствовать при её неудачах, как и успехи Романовской не приведут в восторг, ибо просто оставят безучастным. Кстати, это ещё ответ на отдельные «реплики», что прозвучали на пресс-конференции. А там несколько раз заводилась заезженная многими скандалами виниловая пластинка: дескать, кто ж без Неё будет стране медали завоёвывать?!

Отмечу, что вопрос хороший, но… абсолютно неуместный в современных реалиях. К сожалению, причём глубокому, неуместный. Ибо если на одной чаше весов будет медаль, а на другой целостность Синеокой страны, национальная символика и статус русского языка как второго государственного наравне с белорусским, то знаете…

Я, как спортивный журналист, как-нибудь обойдусь без двух медальных шансов на Белых играх.

Так что пассаж про «медали для страны» — достаточно сомнителен, что было бы неплохо понять Александре. Как и то, что её отказ следовать принципу «спорт и спортсмены вне политики».

Те её коллеги по спортивному цеху, которые не менее, а даже более яркие (выступают за год несколько десятков раз!), оставшись в рамках классического кодекса, нынче подвергаются травле и охаиванию. Например, Соболенко, МирончикИванова. Подвергаются в том числе по вине Романовской.

«Но это ведь ”чужие”», — может отреагировать невероятная акробатка. Что ж, тогда рекомендую ей обратить внимание на «своих». На того же Николая Ивановича Козеко. Пересмотрите видео с пресс-конференции, проанализируйте, что говорил красноречивый наставник.

А высказался он о многом. О том, например, что всё направлено на уничтожение, а профессиональные надбавки платит спортсменам и тренерам белорусский народ. Про случаи насилия, зафиксированные ООН, которые якобы прекратились благодаря подписанным акробатами письмам. Заодно тренер прошёлся сарказмом по коммунистическому прошлому и назвал письмо Минспорта «отпиской ни о чём».

Так что о многом распространялся Козеко, в том числе затронув, как мне видится, самую болезненную для себя тему. Дескать, сейчас ищется знаковая фигура для рокировки на посту главного тренера. Обо всём этом вещалось громко (и я бы даже настаивал на элементе пафоса).

И гораздо тише об ином. Например, об административном правонарушении, которое совершил год назад наставник. А денег, чтобы вернуть их государству и белорусскому народу, отталкиваясь от собственного посыла тренера, у Козеко нынче якобы нет. Ну нет денежки! Видимо, была-была да вся вышла...

Но знаете, Александра (обращаюсь к Романовской), о чём не сказал ваш наставник на пресс-конференции для «своих»? О самом главном. Козеко ведь мог заявить следующее: «Значит, так — слушайте сюда. Это я отпустил спортсменку Романовскую с работы, разрешив ей отвезти отца в больницу. И во все предыдущие разы, которые наверняка зафиксированы в журнале посещения, она отсутствовала на работе по моему разрешению. Беру всю ответственность на себя!» И тема прогулов Романовской получила бы совсем иной вектор развития. Думаю, она была бы исчерпана. Но нет! Ни гу-гу.

1
Александра Романовская

О чёрной неблагодарности и не только

Кстати, не верится, чтобы в сборной лыжных акробатов на это не обратили внимания. Всё же лежит на поверхности. Ты — командир, значит, на тебе ответственность. Даже если спортсмены уже не информируют тренера о своих приходах-уходах, всё равно бери на себя. Это ты так построил работу!

Здесь я позволю себе войти в зону догадок, сконструировав такой козекинский ответ: «Понимаете, так я подставлюсь и меня «зароют». А Саше я принесу больше пользы, если останусь главным тренером».

Как вам? По-моему, реалистично. Именно это предположение и заставило меня остановить свой выбор на заголовке «Команды может и не быть, но главный тренер быть обязан». Естественно, если его зовут Николай, а фамилия Козеко.

Но теперь отвлечённая цитата, которая, впрочем, для меня идеально проецируется на дальнейшее развитие козекинской истории.

Итак, Джонатан Свифт, «Путешествия Лемюэля Гулливера», первая часть «Страна лилипутов»… «Неблагодарность считается у лилипутов уголовным преступлением. Они говорят: ”Человек, способный причинить зло даже тому, кто делал ему добро, неизбежно видит врагов во всех других людях, от которых он не получил никакого одолжения”».

Давайте запомним это. Оно того стоит. Ибо именно чувство благодарности по отношению к близкому, сделавшему тебе добро, и делает человека человеком. Или, как вы понимаете, не делает…

Так что с благодарностью у главного тренера? Иногда откровенно смешно, честно. Не будем для начала далеко ходить — вернёмся на пресс-конференцию. Вроде бы бывший руководитель центра фристайла Вадим Кривошеев являлся ярым союзником Козеко. Но и ему вскользь досталось от Николая Ивановича, пожурившего единомышленника, что тот так и не сподобился пробить «скользящий график посещения».

Ну а яблоко от яблони далеко не падает. Романовская только добавила дров в огонь, признавшись, что при Кривошееве пропускная система не была отлажена. То есть, получается, факт налицо — долгие годы «акробатическая вольница», в которой никакие правила не соблюдались в принципе. Сильная благодарность!

Признаюсь я был шокирован козекинскими словами после последнего мужского олимпийского финала в южнокорейском Пьенчане. Там ситуация складывалась таким образом. Все наши надежды сконцентрировались на Гладченко, и Станислав после первого прыжка не лишился медальной надежды. Но потом — незадача. И вот Козеко в подходе к прессе сразу сказал, что ошибся и, значит, во всём виноват его коллега Александр Пинигин! Что-то там не то с длиной разгона…

Знаете, такая прямота и однозначность, да сразу по горячим следам, без анализа всего случившегося, — поразительная история. И, признаюсь честно, меня всё это покоробило. В своём репортаже из Южной Кореи я не стал называть фамилию Пинигина. Только обыграл козекинские обвинения в духе Юрия Шевчука: «Ах, Александр Сергеевич, милый…»

И вот что интересно! Дальнейшие мои выяснения того, как и что происходило на склоне в минуты мужского финала, включавшие беседы с тренерами других сборных, стали переворачивать ситуацию. Дескать, причина неудачи Гладченко кроется не в ошибке Пинигина, а совсем в другом человеке…

2
Николай Козеко

 

Вспоминая Михаила Ефремова

Теперь вернёмся к теме «административного правонарушения», о которой так скромно и вскользь высказался Николай Иванович. Сейчас, после ряда публикаций в социальных сетях, никакой тайны уже нет.

Летом 2019 года Козеко, находясь в состоянии алкогольного опьянения, стал виновником ДТП. К счастью, без человеческих жертв. Поэтому наказание ограничилось лишением водительских прав. Впрочем, Козеко и с этим не пожелал смириться! Как это: он и «безлошадный»?! Не бывать такому! И написал он письмо на имя Президента, чьё содержание уже тоже не тайна. Цитирую с сохранением лексики и орфографии.

«Уважаемый Александр Григорьевич!

Впервые в жизни я оказался в такой ситуации, что мне пришлось написать письмо самому Президенту. Простите великодушно, но помочь мне в решении этого вопроса никто кроме Вас не сможет. Я очень надеюсь, что Вы меня выслушаете и поверите в моё искреннее раскаивание.

В июле 2019 года я сел за руль автомобиля в нетрезвом состоянии. Это был единственный раз, когда я совершил такое правонарушение. Но этот раз стал последним — я был лишён прав на управления транспортным средством. Тысячу раз прокручивал в голове и до сих пор не отпускаю мыслей, почему так безрассудно поступил, как смог поддаться слабости и рискнуть в нетрезвом состоянии сесть за руль? Я сам себя осудил и наказал. В результате содеянного я лишился возможности «быть мобильным», оперативно решать рабочие и бытовые проблемы...

Я бесконечно раскаиваюсь в своём проступке. Это наука мне на всю оставшуюся жизнь.

Искренне прошу Вас сделать шаг мне навстречу и, в виде исключения, помочь вернуть водительское удостоверение. Помогите мне пожалуйста вернуться к той нормальной и продуктивной жизни, без которой я просто себя не мыслю. Обещаю, что никогда и ни в чём Вас не подведу.

Н.И. Козеко».

Теперь обо всём по порядку. Во-первых, стало понятно, почему Министерство спорта и туризма Республики Беларусь требует у Козеко вернуть деньги. Как следует из письма министерства от 30.09.2020 № 01-16/29/К-837, лишение именной стипендии основывается на п.19 Указа Президента РБ № 190.

Кстати, это то самое письмо, которое наставник назвал «отпиской» якобы «ни о чём». Ой ли! Не говорит ли у наставника банальное нежелание отдавать «своё», уже освоенное, сумма ведь значительная, если только в месяц «капало» по 5700 рублей?! Ответ министра Сергея Ковальчука очень конкретный и ясный.

Цитата 1. «Вам, как заслуженному тренеру Республики Беларусь, осуществляющему педагогическую деятельность в сфере физической культуры и спорта и являющемуся примером для подражания для спортсменов и молодого поколения тренеров, должно быть понятно, что применение мер поощрения к лицу, допустившему противоправное поведение в виде совершения дорожно-транспортного происшествия в состоянии алкогольного опьянения и вождения транспортного средства в нетрезвом состоянии, является недопустимым. В этой связи полагаю, что прекращение выплаты Вам именной стипендии является закономерным следствием Вашего противоправного поведения, а выплаченные Вам в период с 13 июля 2019 года по 2 июня 2020 года средства республиканского бюджета должны подлежать возврату в бюджет, в том числе по моральным основаниям».

Цитата 2. «Если, как Вы утверждали в прошении на имя Главы государства, Вы раскаялись в своём проступке, Ваше недопонимание по поводу принятого решения о прекращении выплаты Вам именной стипендии представляется необоснованным и неискренним».

Лично мне слабо верится, что Козеко именно 12 июля 2019 года сел за руль пьяным впервые в жизни. Всё зависит от дозы, скажете вы, и я с вами соглашусь. Одно дело, если она едва превысила норму. То тогда можно предположить: всё-де получилось случайно, по недомыслию. Но если там доза так доза… А говорят, что речь шла об эквиваленте бутылки водки. И если так оно и есть, то поверить, чтобы человек, ранее никогда не садившийся за руль выпившим, таки оказался после столь обильного возлияния за баранкой автомобиля, ну очень трудно. Почти невозможно, а значит, по моему предположению, многое указывает на рецидив.

Да и есть своя репутация у Николая Ивановича — не мной сочинённая. Слухи о том, почему ему столь любы летне-осенние сборы в Швейцарии, давно не секрет. А истории ходят разные. Говорят, что в 2009 году он вообще редко выходил из номера. Да так редко, что будущему олимпийскому чемпиону-2010 Алексею Гришину пришлось едва ли не нанимать австралийского тренера. Не знаю, верить в это или не верить, но фраза «не выходил из номера» знакома спортивным журналистам.

Так что искренность покаянного письма лично я ставлю под сомнение. Но больше всего меня возмущает сам факт его написания. Большинство из нас стесняется обратиться в инстанции по насущным бытовым проблемам, а тут — нате вам, пожалуйста! Пишет первому лицу!

И ведь речь не шла о жизни и смерти! К счастью тех людей, что находились вблизи ДТП, пьяный тренер никого не убил, в отличие от московской истории Михаила Ефремова, угробившего ни за что ни про что невинного человека и получившего срок в 8 лет.

Отскочил и сам Козеко — жив, бодр. Так что и о здоровье речь не идёт. Но всё равно он, недавно говоривший на пресс-конференции о своей вере в Конституцию и законы, потребовал к себе особого, исключительного отношения. Он ведь не такой как все! Особенный, невероятный.

«Да уж!» — как говорил Ипполит Воробьянинов, порой являвшийся в раскладах великого комбинатора «титаном мысли и особой, приближённой к императору».

На прошлой неделе, выступая на одном из совещаний, Александр Лукашенко раскритиковал работу государственных СМИ, сформулировав следующие выводы: «Надо было, чтобы прошло два месяца, чтобы наши основные телевизионные каналы и другие СМИ работали так, как сейчас. Это надо делать постоянно. Журналистика должна наконец перестать быть «памяркоўнай», как это было у нас принято до нынешних времён. И я тоже в этом плане не снимаю с себя вины».

Конечно, я ничего не могу утверждать, однако... Я пишу уже второй острокритический материал об этом наставнике. Первый случился в июле-2016, и тоже по поводу, не красившему козекинскую репутацию. Просто при наличии в Минске центра фристайла Николай Иванович всё равно рвался на сборы в любезную его сердцу Швейцарию.

И это навевало очень нехорошие подозрения. Тут тебе и слухи о нечастых выходах из гостиничного номера, а значит, редкие посещения тренировок. А ещё финансовые нюансы. Классическая ведь история для постсоветских реалий.

Когда привозишь каждый год на пару недель полтора десятка человек для проживания, хозяин отеля, говорят, может легко пойти на выписку не вполне корректного счёта. Но это так, к слову пришлось, всего лишь возможные аналогии. Тем более что Козеко поутих и… всё спустилось на тормозах.

И вот теперь вы меня спросите: где ж ты раньше был? Ведь пресса действительно «вылепила» из Николая Ивановича «титана мысли и персону, приближённую к императору», которой позволительно надувать щёки.

На что я вам напомню про 2016 год, заодно уточнив, что на ОИ-2018 был готов к отказу Козеко от общения «в благодарность» за статью «про Швейцарию». Обострения не произошло, к счастью. Но тем не менее.

А в принципе, конечно, вся слава есть продукт мифа. Тогда, как писал Грэм Грин, «человеческая природа не чёрно-белая, а чёрно-серая». От себя добавлю: это в лучшем случае. Как гласит ещё одна сильная цитата: «Стопроцентно положительный герой только один — Иисус Христос, остальные — середина на половину». Опять-таки, в лучшем случае.

Но мифы нужны. Их сочиняли, сочиняют и будут сочинять. На мифах стоит вся культура. Другое дело — знаменитый вопрос: «Что остаётся от сказки после того, как её рассказали?» Мораль. Честный ответ.

 

Последнее

подписка

Подписка оформлена! Ждите наших новостей

Болельщикам

Василий Филяев стал бронзовым призёром чемпионата КХЛ

«Металлург» сыграет с «Локомотивом» в финале Кубка Гагарина