Итак, Олимпиада-великомученица Токио-2020 сегодня обещает взять старт. Церемония торжественного открытия должна начаться в 14.00 минского времени — спешите видеть! Хотя, скажем прямо, сомнения в том, что Олимпиада таки состоится в полном объёме, по-прежнему живы, и эта парадоксальность никого не должна удивлять.
Олимпиада
Реально очень боятся
Достаточно привести вот какой пример: когда олимпийский тандем «СП» долетел в ночь на среду до Стамбула, где на часик задержали рейс на Токио, то мы, разумеется, изучили набежавшие за время нашего отсутствия в Интернете новости. Одна из них, мягко говоря, озадачила, а, если честно, то и ошарашила своей мрачной перспективой. К счастью, пока исключительно гипотетического характера.
Важный чин в оргкомитете Токио-2020, не лукавя и не лицемеря, сделал заявление, которое рискнём передать в вольном изложении, к чему и приступим. Итак, было сказано, что, несмотря на то что Игры, по сути дела, на мази, и в столицу Страны восходящего солнца каждый божий день и каждую божью ночь наезжает огромное число гостей, Олимпиада не обязательно состоится в полном объёме. Если даже Игры откроются, то нет гарантий, что их удастся провести от «а» до «я».
Коль пандемия COVID-19 в Японии приобретёт угрожающий характер — дословный перевод обвальный, здешнее правительство оставляет за собой право остановить спортивный ход Олимпиады. Как и следовало ожидать, боссы МОКа в ответ на это весьма специфическое, а для «прежней нормальности» вовсе невозможное, анекдотичное замечание, промолчали. В крайнем случае, держа фигу в кармане и втихомолку поругивая своих самурайских партнёров. Но совсем-совсем шёпотом.
Назову вещи своими именами: в обмен на то, что Япония решилась-таки провести Игры, Международный олимпийский комитет пожертвовал своим всегдашним правом верховенства на олимпийском пространстве. Такова цена спасения финансовой империи, за которую ныне несёт ответственность президент МОКа господин Бах.
Принципиально это даже не скрывается — секрет Полишинеля. Кстати, ситуацией под «горячую лавочку» стали пользоваться и спортсмены. Известно, что раньше Олимпиады были свободны от политических демонстраций. Случись какая-нибудь акция ещё на Белых играх-2018 в южнокорейском Пьенчане, и наказание проследовало бы незамедлительно — предельно жёсткое. Лишение аккредитации — и, будь здоров, не поминай лихом.
Сейчас же футбольный матч женских сборных Великобритании и Чили начался с коленопреклонения игроков обеих национальных дружин. Никакой реакции не последовало! А, значит, завтра будут и другие демонстрации — этого уже не избежать. Так, Олимпиады и теряют лицо.
Впрочем, надо понимать, что в Токио этого лица у Игр нет! Олимпийская столица напрочь лишена символики. Это не гипербола — факт, уже подтверждённый собственным наблюдением. Никаких пяти колец! Никакой эмблемы и талисманов Токио-2020! Даже при подъезде к такому центру Игр, каким всегда являются пресс-центры и Олимпийская деревня.
Причина лежит на поверхности: правительство Японии не желает раздражать население, лишний раз, напоминая, как пошло против народной воли, и таки согласилось провести Олимпиаду, презрев протестное отношение. А то, что аборигены Страны восходящего солнца не рады Играм, а соответственно, и нынешних гостей в лучшем случае терпеливо терпят, нам уже совершенно ясно.
Заселившись поздним вечером в наш небольшой отельчик «Меркури», мы вышли с разрешения специально обученного секьюрити, отметившего нашу отлучку в специальном журнале, в расположенный через дорогу небольшой круглосуточный магазинчик — купить воду. В нём тут же познакомились с узбеком по имени Лазиз — студиозусом, осваивавшим в Японии азы гостиничного дела.
Так вот он всё рассказал о здешнем комендантском часе и отношении японцев к Олимпиаде. Приведём только вступление Лазиза: «Не хочу вас огорчать — вы же члены олимпийской семьи, но факт проведения Игр здесь никого не радует».
И это не локальное, то есть субъективное, мнение одного из жителей Токио. Та же затенённость Олимпиады, вместо традиционного выпячивания — убедительное доказательство пасынкового статуса Игр-2020 в Стране восходящего солнца.
Японцы очень озабочены с ковидной проблематикой, не активно идя на вакцинацию. Насколько это правильно, судить не нам. Но, по крайней мере, сейчас главными новостями с Игр всё ещё остаются тревожные сигналы о росте заболеваемости в Токио, и обо всё новых случаях положительных тестов олимпийцев. Это и ставит ОИ под угрозу риска или не начаться или начаться, но закончиться раньше положенного ей срока. Не хотелось бы, уж раз мы все сюда прилетели, но повторяем: ни наши желания, ни позиция самого герра Баха не имеют для японского правительства никакого значения.
Сами мы сдали уже два теста, и, Бог даст, нам предстоит плевать в специальные пластмассовые пробирки, ещё два дня подряд. Потом перерыв на три дня, и снова пожалуйте в кабинет! Кстати, самое главное, что нам удалось вчера узнать в штабе белорусской делегации, — все здоровы! И пусть так будет всегда! Благо белорусские спортсмены дисциплинированны, всегда в масках, как того требуют хозяева. Тренируются, готовятся к соревнованиям. С нами, к слову, из Стамбула в Токио летели отечественные всадники — троеборцы Фоминов и Зеленко (лошадей — Мартини и Карло-Гранде с ними не было — у них свой маршрут). Настроение действительно хорошее, даже удалое. Что ж кураж необходим, а в таких условиях так тем паче.
Но если как на духу, совсем честно, то мороки со всеми этими тестами и прочими нюансами очень много. Ибо, если называть вещи своими именами… Ну ничего здесь не работает так, как надо!
Не хочется входить в подробности тех профессиональных сложностей, что подстерегали и, увы, продолжают подстерегать в Токио журналистский тандем «СП». Надеемся достойно выйти из всех передряг, хотя в те минуты, когда пишется этот материал, один из нас — пишущий автор — пытается понять, почему его смартфон не тянет Интернет в пресс-центре (только 5 G). А если о комичном, то такая история.
Традиционно в пресс-центре принято занимать место подле телевизионной плазмы, чтобы иметь возможность вольно переключать каналы, зовя волонтёра с пультом. Так и поступили. Однако никакого переключения каналов. На протяжении 53 минут — специально засекали — десятки здешних спецов озабочивались решением этой проблемы — безуспешно. Что они ни делали — дела шли через пень колоду. В конечном итоге справились, но тут их позвали к следующей плазме, и всё началось заново.
Впрочем, о том, как здесь всё организовано/дезорганизовано, будем делиться в следующих репортажах. А пока про 138-ю сессию МОКа, что прошла во вторник и среду.
Новый девиз и Брисбен-2032
Итак, что революционного произошло на 138-й сессии МОКа. В первый её день ни много ни мало оказался изменённым олимпийский девиз — «Быстрее, выше, сильнее», который некогда с подачи французского католического церковнослужителя Анри Дидона был, говоря современным языком, раскручен бароном Пьером де Кубертеном.
Девиз, который правильно писать на латыни — «Сitius, altius, fortius», продержался без малого 126 лет, но правление герра Баха и великомученические Игры в Токио ему пережить оказалось не суждено. Впрочем, как вы понимаете, сейчас с фантазией и творческими порывами гораздо хуже, чем в годы Дидона и де Кубертена, поэтому на полное обновление в МОКе не сподобились.
Они оставили и «быстрее», и «выше», и даже «сильнее», но к канонической троице пожеланий добавили тире и словечко «вместе». То есть с сегодняшнего дня — 20 июля 2021 года — олимпийский девиз таков: «Быстрее, выше, сильнее — вместе».
Что это? О чём это? Зачем это? Увы, искусство построения силлогизмов, а значит, и логическое мышление, фактически утеряно. Давайте во всём досконально разберёмся. В чём заключался смысл прежнего канонического девиза? Всё ясно и просто: в пожелании! Быть быстрее, выше и сильнее. А на прямой вопрос: «Кого быстрее, кого выше, кого сильнее?», который настаивает на исключении любых экивоков, играючи давался ответ: «В первую очередь себя!».
Именно так! Отсюда и вторая классика олимпийской семьи: «Главное не победа, а участие». Если ты участвовал и одержал маленькую викторию над собой — Олимпиада идёт в зачёт. А уж если ты герой и человеческое в тебе смешано с божественным — так понимали героическую природу известные греческие болельщики Гомер, Эсхил, Софокл, Эврипид, то, конечно, надо быть быстрее, выше и сильнее всех грозных соперников. Других героев.
А что получается теперь при варианте «Быстрее, выше, сильнее — вместе»? Ведь быть вместе на выходе из спортивного состязания — любого, не только олимпийского — невозможно по определению! В спорте места у всех разные!
А во второй день 138-й сессии МОКа право провести Игры-2032 было отданы на безальтернативной основе австралийскому Брисбену. Сам факт без альтернативности говорит обо всём…
Руслан ВАСИЛЬЕВ