Психотерапевт Валентина Карпюк: равнодушие стоит дорого

Мы вступили в последний год второго десятилетия ХХI века. Не так давно мы с трепетом ожидали наступления миллениума, строили планы и ожидали чего-то нового и необычного, научно-технический прогресс в конце прошлого века обещал нам если не все, то очень многое.

Мы и предполагать не могли, что у любого технического новшества есть и своя обратная сторона – открытое информационное пространство, информация в режиме реального времени породила ситуацию внутреннего беспокойства.  Это прежде всего касается   тех событий, которые происходят с нами рядом и которые по тем или иным причинам  несут в себе опасность.

Эта тема неоднозначна  –  полярность оценок и мнений по этим  вопросам зашкаливает.  Как купировать детскую и молодежную агрессию?  При всем разбросе мнений и позиций практически все универсальной площадкой, как в части физиологии, так и в  вопросах  поиска социального лифта, называют спорт. Мой сегодняшний собеседник – заведующий кафедрой психиатрии и наркологии Гродненского медицинского университета, кандидат медицинских наук, доцент Валентина Алексеевна Карпюк согласна частично.  Но это и к лучшему – сегодняшней публикацией по сути мы открываем дискуссию, которая, надеюсь, никого не оставит равнодушным.

Валентина Карпюк - пятая слева

- Валентина Алексеевна, последние три года  с какой-то непонятной периодичностью происходят  достаточно трагические события, вызывающие  недоумение и растерянность у многих – 26 мая 2016 года нападение ученика на учительницу русского языка и литературы в минской гимназии, не поддающийся никакой здравой логике поступок ученика  школы в Столбцах, нападение  молодого человека на милиционеров в Верхнедвинске в новогоднюю ночь.  В чем новизна всех этих крайне грустных событий? Это происходит только сегодня или так было всегда?

-На самом деле ничего нового в  подобных ситуациях нет – они происходили и происходят  во всех странах и во все времена. Но сегодня при  наличии интернета, новостных сайтов, социальных сетей  подобная информация распространяется очень быстро и активно обсуждается  большим количеством людей.

- Насколько можно  предотвратить и купировать крайне радикальные проявления агрессии в молодежной среде? Практически  это реально сделать?

Любое поведение человека, в том числе насильственное, агрессивное и жестокое, обусловлено взаимодействием целого ряда факторов. Прежде всего психологическими особенностями человека, его представлениями и ожиданиями от жизни,   персональными критериями успешности, индивидуальным  уровнем агрессивности, импульсивности. В формировании особенностей характера немаловажное значение имеет наследственность,  семья (родители, дедушки, бабушки).

Ребенок, подросток, молодой человек формируется  как личность прежде всего в семье. Усваивает  жизненные ценности и представления, нормы и формы поведения родителей.

Особенно важно, чтобы родители находились в постоянном  диалоге с детьми, объясняли, слушали и слышали своих детей, вводили в мир человеческих взаимоотношений, учились у детей, менялись и взрослели вместе с детьми. Если родители по каким-либо причинам не делают  этого, ребенок будет перенимать лишь внешние формы поведения и реагирования  родителей, не понимая  их причин и смысла, будет формироваться как личность через мультфильмы, фильмы, ю-тьюб, компьютерные игры, общение в социальных сетях, общение со сверстниками, черпая там ответы на волнующие его вопросы, на каждом этапе взросления.

Если родители участвуют в жизни детей, только обеспечивая их материально, откупаются хорошей одеждой, навороченной техникой, гаджетами, формально хорошей школой, ограждают от физического труда, создают тепличные условия, то дети формируют представления о жизни как об источнике вечных удовольствий, удовлетворения собственных желаний и праздности. Развитие таких важных человеческих качеств, как   ответственность, самостоятельность, зрелость не происходит.

Дети, и  маленькие, и уже  молодые люди, оставшись один на один со своими проблемами и переживаниями, в ситуациях несправедливости, унижения, оскорбления, либо в ситуациях, когда хочется иметь все и сейчас без труда и усилий, когда только материальные ценности являются смыслом и целью жизни, нередко выбирают агрессию, аутоагрессию, жестокость, насилие как способ  разрешения конфликтных ситуаций и получения желаемого.

- Но это общий теоретический контекст, а в чем практическая суть того,  о чем вы сказали?

В формирование личности детей вносят свой существенный вклад и образовательные учреждения (детский сад, школа, колледж,  университет), спортивные секции, творческие школы  (музыка, рисование, танцы и тд.). Если повезло с воспитателями, учителями, тренерами, педагогами, то острые углы характера нивелируются, развиваются лучшие стороны личности. Если не повезло, то негативные стороны характера усугубляются.  И следует помнить, что привлечение детей к внешкольной занятости, к спорту – это задача родителей. У детей с такими чертами характера, как   агрессивность, импульсивность спорт, помогает направить их в конструктивное русло, к получению результатов, к победе. Очень важно выбрать правильный вид спорта, соответствующий способностям и возможностям ребенка, того тренера, с которым у него сложатся взаимопонимание и сотрудничество.

Однако следует помнить, что не все имеют способности к занятиям спортом. Заставить это через силу ребенка просто невозможно. Так же, как заставить получать ту профессию, которую родители выбрали детям сами.

- Это  как-то  можно объяснить с точки зрения психологии?

-Для подростков и молодых людей особенное значение приобретает общение со сверстниками, утверждение себя среди них, принятие ими.  Юноши и девушки, не нашедшие себя в учебе, в спорте, в творческом развитии, предоставленные семьей самим себе, как правило, оказываются в неблагополучных компаниях сверстников, либо «зависают» в интернете.

- В чем особенность нынешнего времени?

- Человечество, каждый из нас, оказались в совершенно новых условиях технического прогресса, принципиально изменивших условия нашей жизни, в значительной части улучшив ее. В то же время появились новые для человечества социальные  проблемы. Доступность интернета приводит к тому, что  ребенок, подросток, молодой человек одним «кликом» может выбирать любую информацию, участвовать в любом общении в социальных сетях. И здесь опять очевидна роль семьи, школы, внешкольной занятости в развитии ребенка и в формировании у него способности критично относиться ко всему тому, что можно найти в интернете. Общество и каждый конкретный человек должны научиться жить с этими новыми вызовами.

- Насколько можно  предотвратить крайне радикальные проявления агрессии в молодежной среде? Практически  это реально сделать?

- Крайне радикальные проявления агрессии в молодежной среде  - это все-таки не система, а редкие явления.

Ответ очень прост, известен не одну сотню лет, – крепкая семья, интерес, внимание, небезразличное отношение  к детям дома, в школе, в обществе, формирование у детей реальных представлений о жизни, ответственности, самостоятельности,  здорового образа жизни, социального взаимодействия, эффективных способов преодоления повседневных стрессов. Это постоянный и непрерывный процесс.

 Если родители видят, что ребенок стал агрессивным, замкнутым, у него проблемы в школе, со сверстниками, необходимо обратиться к психологу, психотерапевту. Но родителям следует понимать, что помогать  надо не только ребенку. Менять надо всю семью со всеми поколениями, в нее входящими. Если семейное функционирование останется прежним, то никакие усилия психологов, психотерапевтов ничего не смогут изменить.

И еще, говоря про агрессивность, мы должны понимать, что агрессивность – это психологическая характеристика человека. Но иногда агрессивность, жесткость могут быть проявлением психического расстройства. В этих случаях необходима помощь специалиста -  врача-психиатра.

подписка

Подписка оформлена! Ждите наших новостей

Болельщикам

ФК «Минск» — обладатель женского «Париматч» Суперкубка Беларуси-2020

Чемпионат Беларуси по футболу. 2-й тур. «Ислочь» одолела «Смолевичи», «Неман» принимает «Витебск»