Мы вступили в последний год второго десятилетия ХХI века. Не так давно мы с трепетом ожидали наступления миллениума, строили планы и ожидали чего-то нового и необычного, научно-технический прогресс в конце прошлого века обещал нам если не все, то очень многое.
Мы и предполагать не могли, что у любого технического новшества есть и своя обратная сторона – открытое информационное пространство, информация в режиме реального времени породила ситуацию внутреннего беспокойства. Это прежде всего касается тех событий, которые происходят с нами рядом и которые по тем или иным причинам несут в себе опасность.
Эта тема неоднозначна – полярность оценок и мнений по этим вопросам зашкаливает. Как купировать детскую и молодежную агрессию? При всем разбросе мнений и позиций практически все универсальной площадкой, как в части физиологии, так и в вопросах поиска социального лифта, называют спорт. Мой сегодняшний собеседник – заведующий кафедрой психиатрии и наркологии Гродненского медицинского университета, кандидат медицинских наук, доцент Валентина Алексеевна Карпюк согласна частично. Но это и к лучшему – сегодняшней публикацией по сути мы открываем дискуссию, которая, надеюсь, никого не оставит равнодушным.

- Валентина Алексеевна, последние три года с какой-то непонятной периодичностью происходят достаточно трагические события, вызывающие недоумение и растерянность у многих – 26 мая 2016 года нападение ученика на учительницу русского языка и литературы в минской гимназии, не поддающийся никакой здравой логике поступок ученика школы в Столбцах, нападение молодого человека на милиционеров в Верхнедвинске в новогоднюю ночь. В чем новизна всех этих крайне грустных событий? Это происходит только сегодня или так было всегда?
-На самом деле ничего нового в подобных ситуациях нет – они происходили и происходят во всех странах и во все времена. Но сегодня при наличии интернета, новостных сайтов, социальных сетей подобная информация распространяется очень быстро и активно обсуждается большим количеством людей.
- Насколько можно предотвратить и купировать крайне радикальные проявления агрессии в молодежной среде? Практически это реально сделать?
Любое поведение человека, в том числе насильственное, агрессивное и жестокое, обусловлено взаимодействием целого ряда факторов. Прежде всего психологическими особенностями человека, его представлениями и ожиданиями от жизни, персональными критериями успешности, индивидуальным уровнем агрессивности, импульсивности. В формировании особенностей характера немаловажное значение имеет наследственность, семья (родители, дедушки, бабушки).
Ребенок, подросток, молодой человек формируется как личность прежде всего в семье. Усваивает жизненные ценности и представления, нормы и формы поведения родителей.
Особенно важно, чтобы родители находились в постоянном диалоге с детьми, объясняли, слушали и слышали своих детей, вводили в мир человеческих взаимоотношений, учились у детей, менялись и взрослели вместе с детьми. Если родители по каким-либо причинам не делают этого, ребенок будет перенимать лишь внешние формы поведения и реагирования родителей, не понимая их причин и смысла, будет формироваться как личность через мультфильмы, фильмы, ю-тьюб, компьютерные игры, общение в социальных сетях, общение со сверстниками, черпая там ответы на волнующие его вопросы, на каждом этапе взросления.
Если родители участвуют в жизни детей, только обеспечивая их материально, откупаются хорошей одеждой, навороченной техникой, гаджетами, формально хорошей школой, ограждают от физического труда, создают тепличные условия, то дети формируют представления о жизни как об источнике вечных удовольствий, удовлетворения собственных желаний и праздности. Развитие таких важных человеческих качеств, как ответственность, самостоятельность, зрелость не происходит.
Дети, и маленькие, и уже молодые люди, оставшись один на один со своими проблемами и переживаниями, в ситуациях несправедливости, унижения, оскорбления, либо в ситуациях, когда хочется иметь все и сейчас без труда и усилий, когда только материальные ценности являются смыслом и целью жизни, нередко выбирают агрессию, аутоагрессию, жестокость, насилие как способ разрешения конфликтных ситуаций и получения желаемого.
- Но это общий теоретический контекст, а в чем практическая суть того, о чем вы сказали?
В формирование личности детей вносят свой существенный вклад и образовательные учреждения (детский сад, школа, колледж, университет), спортивные секции, творческие школы (музыка, рисование, танцы и тд.). Если повезло с воспитателями, учителями, тренерами, педагогами, то острые углы характера нивелируются, развиваются лучшие стороны личности. Если не повезло, то негативные стороны характера усугубляются. И следует помнить, что привлечение детей к внешкольной занятости, к спорту – это задача родителей. У детей с такими чертами характера, как агрессивность, импульсивность спорт, помогает направить их в конструктивное русло, к получению результатов, к победе. Очень важно выбрать правильный вид спорта, соответствующий способностям и возможностям ребенка, того тренера, с которым у него сложатся взаимопонимание и сотрудничество.
Однако следует помнить, что не все имеют способности к занятиям спортом. Заставить это через силу ребенка просто невозможно. Так же, как заставить получать ту профессию, которую родители выбрали детям сами.
- Это как-то можно объяснить с точки зрения психологии?
-Для подростков и молодых людей особенное значение приобретает общение со сверстниками, утверждение себя среди них, принятие ими. Юноши и девушки, не нашедшие себя в учебе, в спорте, в творческом развитии, предоставленные семьей самим себе, как правило, оказываются в неблагополучных компаниях сверстников, либо «зависают» в интернете.
- В чем особенность нынешнего времени?
- Человечество, каждый из нас, оказались в совершенно новых условиях технического прогресса, принципиально изменивших условия нашей жизни, в значительной части улучшив ее. В то же время появились новые для человечества социальные проблемы. Доступность интернета приводит к тому, что ребенок, подросток, молодой человек одним «кликом» может выбирать любую информацию, участвовать в любом общении в социальных сетях. И здесь опять очевидна роль семьи, школы, внешкольной занятости в развитии ребенка и в формировании у него способности критично относиться ко всему тому, что можно найти в интернете. Общество и каждый конкретный человек должны научиться жить с этими новыми вызовами.
- Насколько можно предотвратить крайне радикальные проявления агрессии в молодежной среде? Практически это реально сделать?
- Крайне радикальные проявления агрессии в молодежной среде - это все-таки не система, а редкие явления.
Ответ очень прост, известен не одну сотню лет, – крепкая семья, интерес, внимание, небезразличное отношение к детям дома, в школе, в обществе, формирование у детей реальных представлений о жизни, ответственности, самостоятельности, здорового образа жизни, социального взаимодействия, эффективных способов преодоления повседневных стрессов. Это постоянный и непрерывный процесс.
Если родители видят, что ребенок стал агрессивным, замкнутым, у него проблемы в школе, со сверстниками, необходимо обратиться к психологу, психотерапевту. Но родителям следует понимать, что помогать надо не только ребенку. Менять надо всю семью со всеми поколениями, в нее входящими. Если семейное функционирование останется прежним, то никакие усилия психологов, психотерапевтов ничего не смогут изменить.
И еще, говоря про агрессивность, мы должны понимать, что агрессивность – это психологическая характеристика человека. Но иногда агрессивность, жесткость могут быть проявлением психического расстройства. В этих случаях необходима помощь специалиста - врача-психиатра.